image

Сказки Хамар-Дабана

"Сказки Хамар-Дабана"

 

Охотник, скорей всего  проводник, довёл группу туристов  до «Метеостанции». Эта исходная точка для любителей горной экзотики. Горные цепи хребта Хамар – Дабан, что в переводе с бурятского означало Хамар – «нос», а Дабан - что-то наподобие – «горный перевал» или «седловина» тянулись с востока на запад на 350 километров, а самая высокая вершина этой горной страны составляла 2396 метров. Немудрено, что любителей тянуло в этот практически дикий горный район на юге Байкала.

 От метеостанции тропа разделялась надвое. Одна вела к пику Черского. Там  было   высокогорье, заканчивающееся лишайниками и скалистыми острыми гребнями. Внизу  проходили бездонные ущелья. В одном из них находилось  известное озеро Сердце. По размеру оно небольшое - можно обойти за пятнадцать минут. Название  озеро получило из за своей формы.

Вторая тропа спускалась к реке Подкомарной. Обратный путь туристы могли пройти по ущелью речки Слюдянки, переправы через реку придавали особый колорит путешествию.

Проводник не ходил с группой до пика  Черского, да и на озере Сердце он бывал  неоднократно, поэтому после метеостанции всегда возвращался домой. Стараясь найти новые тропы для туристов, охотник никогда не  ходил  одним и тем же путём. В поход он всегда брал с собой свою лайку Дину.  Не потому что боялся кого то, а просто совмещал приятное для себя и своего питомца: общение, дрессура и конечно прогулка.

В этот день на обратном пути он как-то отвлёкся на распускающуюся природу, заслушался тишиной…  Доверился своему четвероногому спутнику, совсем не проверяя знакомые ориентиры. Вдруг, проводник обнаружил, что они с Диной попали в какое то незнакомое место - впервые в жизни охотник заблудился на Хамар-Дабане. Он должен был идти по тропе в противоположную сторону от хребта, за которым скрывалось известное и знаменитое своей формой и ледяной водой озеро «Сердце». Но тропа, едва заметная среди россыпи обломков горной породы, привела их с собакой в незнакомое, но очень  живописное место. Судя по окружающему пейзажу, высота над уровнем моря здесь была гораздо ниже, чем максимальная: лишайников и низкорослого кедрача - показателей высоты, здесь не было.

Мужчину удивило не только то, что он увидел, но и поведение Дины. Собака шла очень тихо без лая и скулежа, словно выслеживала дичь или желала очень удивить своего хозяина – сюрприз для знатока природы и этой местности. Мало того, приблизившись  вплотную к скалам, она легла на брюхо и замерла, предлагая тоже сделать и своему хозяину. Он не стал  сопротивляться, за что был вознаграждён  чудесным зрелищем.

Опоясанное высокими горами озеро казалось чашей  в ладонях  каменных великанов, охранявших эти заповедные места. Заповедным то место можно было назвать не только из-за красоты и неповторимости природы окружающей озеро: огромные вековые сосны и ели; реликтовые папоротники, в которых мог спрятаться взрослый человек; троп, даже для звериного водопоя  тоже не видно, а ещё -  тишина первозданная, кажется, что что можно услышать звон падающей капли росы. Просто какой- то рай в Прибайкалье – новый объект для туристов! Вода ярко изумрудного цвета отражала горы, уходившие в бесконечность и безоблачное яркое небо с восходящим солнцем.

Вокруг не было ни души, кристально чистый, прозрачный воздух  хвойных лесов преломлял лучи утреннего света и ложился причудливым сине - зелёным узором на воду.  Высоко в небе кружила одинокая птица.

Дина первая заметила в небе дичь и сделала условную «стойку» для охотника. Он достал бинокль с одной линзой, которую всегда носил в поход и фотоаппарат. Да, действительно в небе на необычной высоте летала - кружила дикая утка. Одна, без стаи. Странно было наблюдать здесь эту дичь:  время перелёта уже закончилось, а для обратного полёта ещё рано - лето только наступило.

На пустынном берегу появился человек. Откуда он взялся? Невооружённым глазом нельзя было заметить ни пещеру, ни прохода в скалах, через который можно было бы попасть на берег. Даже в линзу с шестнадцатикратным увеличением не видно было ни одной расщелины. Странная одежда, похожая на старинное национальное  одеяние восточных народов, выдавало в человеке женщину. Из - под цветного халата, сшитого  из плотной атласной ткани с разрезами по бокам,  видно было однотонное платье из более тонкой материи. Черные, распущенные до пояса волосы, прикрывала необычного вида  шапочка, её макушку украшала прозрачная вуаль настолько длинная, что край ткани доставал до сапожек. Мягкие кожаные сапожки из цветных лоскутов, сшитых затейливым орнаментом, завершали необычный наряд загадочной  дамы. 

Появление человека на берегу прекратило полёт птицы. Она стремительно, буквально упала в раскрытые ладони, по-видимому, хозяйки. Женщина склонилась к головке птицы, а это была обычная  невзрачная утка, улыбнулась и подула ей в клюв. Издалека не было видно, что ещё сделала хозяйка со своей питомицей: погладила, поговорила - слов, конечно, не было слышно. А потом вдруг резко подбросила уточку вверх и держала ладони так, словно поддерживала воздух, в котором уточка кувыркалась вокруг себя. Наконец упражнения виртуозного «пилота» прекратились, женщина опустила руки. В тот же момент, откуда ни возьмись, сильный вихрь возник в центре озера, потоком воздуха птицу подняло вверх на высоту, где человеческий глаз потерял её из вида.

Охотник разочаровался, не такого окончания природного спектакля одного актёра он ожидал. Он сидел  в незаметном месте со стороны восхода солнца, старый фотоаппарат, его в народе называли «мыльницей», снимал без вспышки. Заметить охотника никто не мог: уточка не в счёт, а женщина в национальном наряде была занята своим ритуалом… Жаль, что птица улетела. Вообще то он знал, что дикие утки на такую высоту не поднимаются, видимо это какая то особенная птица.

Не успел он закончить свои мысленные рассуждения, как с огромной высоты над водой начался, какой - то «звездопад». В воздухе летали разноцветные осенние листья, пушистые головки одуванчиков, целые букеты лесных цветов, снежинки, лепестки цветущих деревьев, сыпал мелкий дождь... И вдруг всё это превратилось в кружащихся над водой девушек. На них были прозрачные цветные одежды, которые как крылья парили в  невесомости, волосы разного оттенка, рассыпанные  по плечам, придавали  особый рисунок танцу.  Девушек было четверо. Охотник поискал глазами ту, первую, что до этого стояла на берегу, но её там не было. Скорее всего, она вместе с тремя другими находилась в свободном полёте. Постепенно они стали снижаться и одновременно, словно пушинки опустились на берег в равном удалении друг от друга.  Мужчина поднял голову, его мучил вопрос, а куда же делась та ручная уточка? Вместо серо-коричневой пернатой подруги   сверху спускались головные уборы  красавиц. Длинные шлейфы разноцветных вуалей от шапочек вытанцовывали свой неповторимый танец: они закручивались в спираль, раскручивались и как стая огромных птиц, кружили друг за другом. Девушки на берегу тоже танцевали в такт движению шлейфов,  при этом изящные руки красавиц изображали одновременно и ветер и воду и воздух. Вода в огромной горной чаше начала волноваться, побежали белые барашки - волны. Общий ритм движения привёл к тому, что в центре из глубины водоёма  появился  высокий фонтан прозрачной воды. Он сиял в лучах восходящего солнца, казалось, что это волшебный  золотой напиток жизни. В этот момент сплетённые вместе вуали развернулись и словно огромный невесомый веер распластались над гладью воды, покрыв собой золотой фонтан и успокоив кипящий водный бурун в озере.

Вода моментально прекратила бушевать. Девушки тоже помогали смирить волнение воды - они присели на корточки и окунули ладони в воду. Дремлющая природа вдруг очнулась: поднялся ледяной ветер, словно снежный буран - резко похолодало, озеро покрылось рябью волн, цвет воды менялся каждую секунду. Но все метаморфозы продолжались только несколько мгновений. Затем всё вернулось: и солнце и лето, и девушки на берегу.

 Озеро  оцепенело: сначала вода стала мутной, потом тёмной, как ночное небо и вдруг осеребрилась и застыла гладким голубым льдом, расходящимся от центра к берегу. Прозрачный лёд покрылся  зимними узорами, как январское оконное стекло. Девушки замерли,   склонили головы в поклоне. Лица всех были повёрнуты к центру замёрзшей чаши горного озера.

Если бы Дина, не подтолкнула его своим длинным носом в бок, он бы и не заметил, что в центре ледяной чаши стоит мужчина.

Русоволосый человек был одет в простую рубаху навыпуск, рукава длинные, брюки заправлены в короткие мягкие сапожки, похожие на те, что носили девушки. Сапожки светлые, но однотонные, на руках незнакомца рукавицы.   Мужчина кивнул, девушки подняли головы. Послышалась  музыка, нет, не та, что слушают на дискотеках или в квартирах. Мелодия родилась из шума листвы, звона воды в ручьях, щебета птиц, песни камней, что звенели под напором ветра.

Мужчина махнул рукой, призывая к себе - девушки плавно опустились на лёд.  Они смотрели на него, он разглядывал девушек. Возможно, между ними был мысленный диалог, но этого ни охотник, ни его собака не могли услышать, оставалось только наблюдать. Пауза  затянулась, природа замерла вместе с действующими лицами, ни ветерка, ни журчания родника, ни звона утренней росы…

Охотник был живым и беспокойным человеком: камешки из - под ботинок зашелестели, осыпаясь вниз… Человек на льду моментально глянул в сторону, где лежали, притаившись, охотник с собакой… Он поднял обе руки в стороны, девушки сделали тоже самое. Начался затейливый ритмичный танец по кругу. Сначала медленно, в определённом порядке, танцующие поворачивались из стороны в сторону, попеременно поднимали  то одну, то другую ногу, приседали, меняли направление движения и снова поднимались и кружили в хороводе. Круг танцующих набирал ход, затем  закружился с невероятной скоростью. Танец ускорялся, стали незаметны ни  отдельные движения девушек, ни сами исполнители танца - вихря. Вдруг мужчина поднял руки вверх и один стал вращаться вокруг себя.

Проводник хоть и смотрел во все глаза на происходящее на сцене природы, но не увидел, что девушки поочерёдно - одна за другой взметались в воздух и исчезли, сливаясь  с непонятно откуда набежавшими  облаками. Они разлетелись в четыре стороны, оставив за собой слабый запах разнотравья, шелест молодых берёз, свист вьюги и чего - то ещё незнакомого, тревожного  и непонятного. Мужчина исчез. Озеро стало той первозданной чашей, охваченной руками гор-великанов.

Солнце пыталось скрыться за горы Хамар - Дабана, собака рядом завозилась и заскулила, напоминая хозяину, что пора бы  и домой.

- Да я и сам уже проголодался,- очнулся охотник,- сейчас, Дина, пойдём. Что-то меня сморил сегодняшний поход. Зато сколько интересного мы с тобой увидели и снимков я сделал много. Дома сброшу на комп, сделаю фильм и буду удивлять друзей, - так, рассуждая вслух, хозяин с собакой незаметно, но довольно быстро дошли до дома.

 Распаковав небольшую походную сумку, проводник, наконец - то присел за компьютерный столик. Он, с волнением выложил фотоаппарат на стол. Фотоаппарат не зря называли «мыльницей», уж очень простое  это было устройство, да и с виду – закрытый с двух сторон пластмассовый футляр. Что-то насторожило хозяина аппарата, он вертел его со всех сторон, но не нашёл ни камеры, ни кнопки. Перед ним лежала обычная бытовая мыльница для хранения  туалетного мыла. Он раскрыл две половинки футляра. Внутри обнаружилось: серо-коричневое пёрышко дикой утки, камешек, веточка незрелой брусники. И всё.

- Что же это было?  Сон или какое то затмение?  Кто был на берегу незнакомого водоёма?  Откуда вообще взялось это озеро? Может быть,  это была встреча Таёжных фей? А если это заколдованные сёстры - принцессы и их отец – Лесной король?   Нет- нет, я там был(!) иначе,  откуда  пёрышко и брусника…, неужели мне всё привиделось?  Исчез фотоаппарат, не осталось никаких свидетельств таинственной встречи.…  Как  жаль! Найду ли я когда нибудь  это горное озеро?!

Дина тоже помнила всё, что они видели в зачарованном лесу. Мало того, она ещё слышала и понимала, о чём говорили незнакомые люди на мёрзлой воде. Да, она точно знала, что в  неведомом для обычных людей  месте, на невиданных дорожках встречались Времена года с Дедом Морозом, возможно, с Белым Старцем, только сказать об этом своему хозяину не могла.

                                                                       

 

                                                                        Слюдянка

                                                                        29.06.2019

                           

 

картина автора.